В конце марта Ассоциация организаций, экспертов и специалистов по защите прав в сфере здравоохранения подписала с Центром медиации при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) и Союзом профессиональных медиаторов «М2В» соглашение о партнерстве — теперь они будут по запросу предоставлять такие услуги медучреждениям. О том, что такое медиация, сколько это стоит и может ли медиативное соглашение защитить от претензий недовольного пациента, «Медвестнику» рассказали врач анестезиолог-реаниматолог, медицинский юрист, член Союза профессиональных медиаторов «М2В» Дмитрий Кашка и президент организации Евгений Киселев.
— Почему институт медиации при разрешении конфликтов между врачом и пациентов до сих пор не очень активно развивался в России? В чем состоит смысл процесса медиации?
Дмитрий Кашка (Д.К.): Основная причина в том, что население и даже многие юристы, адвокаты не знают, что такое медиация, а само слово ассоциируется исключительно с музыкой. Мы с коллегами стараемся вести информационную работу, но, наверное, наших усилий недостаточно.
Основная цель процесса медиации — это взаимовыгодное урегулирование конфликтов. Подчеркну, медиация нацелена на удовлетворение обеих сторон переговорного процесса. Какая основная мотивация недовольного пациента? Чтобы врача привлекли к ответственности за нанесенный ущерб, а он сам получил компенсацию за плохое качество медпомощи. Но будем честными: даже если врача привлекают к уголовной
ответственности или к какой-либо другой, пациент редко получает что-либо кроме морального удовлетворения. Получается, что первоначальная цель — сохранение, восстановление здоровья — не достигнута. Медиация позволяет выяснить, чего хочет пациент на самом деле. Возможно, просто посмотреть в глаза врачу, чтобы тот принес извинения, чтобы провели какую-то восстановительную процедуру в плане лечения, то есть вернули здоровье. Традиционные методы урегулирования конфликтов через суд не дают такой возможности.
Читать далее: Медвестник